↑ Вернуться: Мои статьи

Такие многомерные отношения

Светлана Дубровина. Психолог, Юнгианский аналитик

2016 г.

 

Такие многомерные отношения

Отношения между людьми занимают большую часть жизни каждого человека. Мы с самого рождения учимся устанавливать взаимосвязь и контакт с окружающими нас взрослыми, постепенно расширяя круг взаимодействия. Отношения обычно разделяют на виды, среди которых: детско-родительские, приятельские, дружеские, родственные, любовные, сексуальные, деловые. В том числе часто выделяют формы отношений – команда, партнерство, брак, семья. Они могут происходить как между людьми одного пола, так и разного, а также в разных возрастных категориях.

Я хочу подробнее остановиться на аспектах взаимодействия людей в парных мужско-женских отношениях. А именно, на том, что происходит на сознательном и бессознательном уровнях между людьми, находящимися в отношениях. Мужско-женские отношения являются непростым процессом, в котором в каждую единицу времени встречаются, переплетаются и влияют друг на друга несколько систем, организованных на разных горизонтальных и вертикальных уровнях.

Основой горизонтальной системы являются сформированная в младенчестве и детстве взаимосвязь партнера с его матерью. Каждый партнер в свое время формирует определенное отношение к отношениям, исходя из его раннего детского опыта. Каждая стадия отношений абсолютно точно повторяет стадии развития привязанности между ребенком и матерью или значимым взрослым. Первая стадия развития отношений совпадает с периодом самого раннего контакта матери с младенцем, в результате чего должна появиться надежная привязанность. И для пары это период узнавание друг друга и соотнесения своего опыта и опыта партнера. Признаками второй стадии является то, что младенец во взаимодействии с матерью начинает ощущать нарастающую тревогу, связанную с угрозой или реальным расставанием. В отношениях вторая стадия начинается после того, как у партнеров бессознательно возникает желание большего пространства и они, оставаясь в отношениях, начинают ослаблять контакт, большее время уделяя жизни вне отношений. Заключительной стадией является время, когда младенец научается быть в полной мере самостоятельным, постепенно отказываясь от связи с матерью и способен в равной мере совмещать и контакт, и автономность. В отношениях эта стадия проявляется в том, что партнеры, сформировав устойчивые взаимосвязи с внешним миром, возвращаются в контакт с ощущением ценности и устойчивости.

Вертикальная система взаимоотношений в паре состоит из трех больших подсистем, которые в равной степени влияют на развитие парных отношений. Первая подсистема формируется на базе социокультурных ценностей и норм, которые представляют собой общественную реальность и часто имеют сильное влияние на формирование устойчивых союзов. Вторая подсистема касается личных норм человека – осознаваемая личная реальность. В контексте данной подсистемы происходит распределение ролей, создание договоренностей, планирование совместного будущего в паре. Третьей подсистемой является бессознательная реальность каждого партнера. Здесь располагаются бессознательные влечения и стремления, вытесненные и отщепленные элементы личного бессознательного. Именно третья подсистема влияет на формирование глубоких отношений и при несогласованности ее элементов с элементами первой и второй подсистем, конфликт в пара становится неизбежным.

И горизонтальная, и вертикальная системы, как правило, в каждой паре проявляются в трех взаимосвязанных процессах. Основой двух из них являются психическая организация каждого партнера, которая включает генетические факторы, динамику семейной системы, особенности взаимодействия с матерью и влияние методов воспитания, а также личный опыт  партнера. Третьим процессом всегда является совместное психическое пространство в паре, которое начинает формироваться после начала взаимодействия партнеров, с первой стадии горизонтальной системы отношений.

Дополнительными системными факторами, влияющими на развитие взаимоотношений в паре, являются: качество связи между родителями партнера на разных стадиях; качество связи с родителем своего и противоположного пола в детстве, а также опыт взаимоотношений со сверстниками и фигурами, замещающими родителей в позднем детстве и подростковом возрасте. Внутренний образ отношений между родителями создает набор реакций, механизмов и в целом формирует отношение к отношениям. Качество связи с родителем своего и противоположного пола формирует восприятие себя и партнера в паре. Опыт взаимоотношений с внешней средой в подростковом возрасте дает навыки взаимодействия в паре и с окружением уже во взрослом возрасте.

В период взаимодействия в паре партнеры постоянно находятся в переживании влияния описанных выше систем. Нагруженные таким влиянием партнеры ежедневно сталкиваются с ситуациями, задевающими ту или иную систему. Очень часто способность переживать и интегрировать совместный парный опыт зависит от личного опыта и зрелости партнеров. Ровно поэтому отношения являются одной из самых важных сфер жизни, в которой как нигде реализуется становление взрослой личности.

Перейти к верхней панели